16+
пт 26 апреля, 08:27
© 2012–2024 СМИ "Информационное агентство "Камчатка" зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Регистрационный номер:
серия ИА № ФС77-86144
16+

Фоторепортажи

Вызов огню или магия художественной ковки
Сюжеты
28 апреля 2016, 12:55
0 13741

Сколько весит наковальня? Можно ли жарить шашлык в горне? И почему нужно остерегаться пневматического молота? Об всем этом читайте в новом материале фотопроекта «Посторонним В».

01.JPG

Кузнечное дело — одно из древнейших ремесел. Этот факт давно подтвердили археологи. Сейчас, конечно, никто массово не изготавливает в кузнице металлические наконечники для стрел, доспехи или пищали (прародители современных пушек), зато художественная ковка стала неотъемлемой частью архитектуры уважающих себя городов. Стальное кружево оград и мостов Санкт-Петербурга стало визитной карточкой северной Пальмиры. На Камчатке этот вид искусства пока не так популярен, но мастеров становится всё больше, как и ценителей долговечной красоты. Команда фотопроекта «Посторонним В» не могла пройти мимо места, где рождается кованое изящество. Сегодня мы представляем вашему вниманию фоторепортаж из кузницы.

02.JPG

Было бы глупо ожидать хирургической стерильности от кузницы. Особенно, в приспособленном арендованном помещении: горн — коптит, во время работы молота разлетается окалина, весенние талые воды подтапливают помещение… Но работа кузнеца всегда была для сильных, во всех смыслах,  мужчин. И у каждого из них свой путь к этому ремеслу. К примеру, Алексей Ткаченко впервые пришел в кузнечный цех, когда ему было 15 лет.

_I1A1949 glavnaya.jpg

Корреспондент: — Чем так «зацепило» кузнечное дело?

Алексей: — В двух словах не объяснишь. Просто стало очень интересно, а когда начал этим заниматься, стало еще интересней. (Смеется).

— Над чем вы работаете сейчас?

— Делаю ручки на комод. Часть работы уже сделана, остались еще дополнительные детали…

04.JPG

05.JPG

Работа, конечно же, начинается с подобного эскиза. Их Алексей делает сам (по образованию он — художник-оформитель).

«Я всегда работаю с ксерокопией, а оригиналы складываю в специальную папку, иначе эскизы очень быстро «умирают» в работе», — поясняет мастер художественной ковки.

 06.JPG

Так выглядят заготовки. Кузнецы обычно работают с разными видами сталей. Металлические пруты разных диаметров покупают на металлобазе, привозят с материка. Также используют в работе детали автомобилей: их перековывают.  

07.JPG

08.JPG

Теперь стальной прут ждет свидание с огнем.

09.JPG

Благодаря принудительной подаче воздуха на поверхности горения температура достигает 2,5 тысяч градусов Цельсия.

— Шашлык реально пожарить в горне?

— Попробовать можно, но снаружи мясо сгорит, а внутри останется сырым. Главное — не пытаться варить пельмени. (Смеется).

10.JPG

В качестве топлива Алексей использует каменный уголь. Он поясняет:  «Древесный — слишком дорого для наших условий».

11.JPG

— Какова температура работы со сталью?

— От 600 до 900 градусов.

К слову, температура вулканической лавы колеблется от 500 до 1200 градусов Цельсия.

12.JPG

— Почему кованые изделия делают именно из стали?

— Температура плавления стали около 1100 градусов, температура, при которой алюминий полностью расплавится, — 600 градусов. При такой температуре сталь еще даже не куется. А вообще у стали рабочая температура — 800-850 градусов.

В кузнечном деле почти все делается из стали. Хотя можно и с латунью работать, и с медью. С цветными сплавами даже легче работать, чем со сталями. Они более пластичные.

— Плавкой стали тоже занимаетесь?

— Нет. Выплавить сталь вне заводских условий практически невозможно. При доступе кислорода она просто будет гореть. В этом технологическом процессе много тонкостей.

13.JPG

Вот, что будет, если заготовку перегреть.

«Сталь — сплав железа с углеродом. При температуре свыше 900 градусов углерод начинает вступать в реакцию с кислородом, который содержится в воздухе. То есть идет процесс горения, поэтому разлетаются искорки. Горит, как бенгальский огонь», — демонстрирует этот процесс кузнец.

14.JPG

Испорченные прутки отправляются в мусорную корзину или на металлолом. «Для дальнейшей работы они не пригодны. После горения сильно меняется структура металла. Заготовка становится хрупкой», — говорит Алексей и за долю секунды разламывает перегретую деталь пополам.

15.JPG

Заготовка легко ломается, из-за того, что металл становится пористым.

16.JPG

Следующий прут мы портить не будем. Нам из него еще деталь для комода мастерить. :)

17.JPG

Чтобы огонь не погас, Алексей добавляет в горн угля.

— Руками?! В огонь?! — я практически теряю дар речи.

— Ничего страшного. Перчатки пока нагреются… 3–4 секунды у меня есть. (Смеется). Вот если в горн голыми руками… Это, конечно, неприятно.

18.JPG

Буквально за несколько минут пруток нагревается до нужной температуры. Теперь в дело вступает пневматический молот.

19.JPG

20.JPG

Этот агрегат приводится в действие электрическим двигателем. Он — очень шумный. Управляется с помощью специальной ножной педали.

21.JPG

Во время работы молота мастер художественной ковки просит нас держаться от станка подальше: окалина разлетается на довольно большие расстояния.

22.JPG

«Этой мой любимый молот», — говорит Алексей.

— Чем он это заслужил?

— Он — главная трудяжка. Если без молота, многие вещи очень сложно было бы сделать, и долго. Молот — значительно облегчает жизнь кузнеца. Бывает, подойду к нему, поглажу, говорю: «Хороший мой молот». (Смеется).

23.JPG

Этот пневматический молот — наследие Советского союза.

«Ему — больше трех десятков лет (он 1983 года выпуска), — рассказывает кузнец. — Но у этих станков очень большой срок эксплуатации. Я одно время работал на молоте 1953 года производства. И он до сих пор работает!»

Вес этого станка — 3 тонны 300 килограммов. Энергия удара — 140 килограммов на квадратный сантиметр, это 13 тонн на боек.

24.JPG

Кстати, молот до сих пор считается одним из самых травмоопасных станков на производстве.

«Когда ко мне приходят ученики, то часто спрашивают, что будет, если засунуть под молот руку. Я им демонстрирую, что будет, — говорит Алексей. Он достает ненужную перчатку и смачивает её в воде. — Мокрая хлопчатобумажная ткань по плотности похожа на человеческое мясо. Вот смотрите, почему без должных навыков к этому станку лучше не подходить».

25.JPG

Буквально за секунду молот превращает перчатку в фарш.

26.JPG

27.JPG

Мы немного отвлеклись. Предлагаю вернуться к нашей заготовке. После молота будущая деталь для ручки комода отправляется на наковальню.

28.JPG

Деталь остывает за 15-20 минут. Сейчас её температура около 600 градусов. (Чем больше масса заготовки, тем она медленнее остывает). Руками не удержишь, поэтому мастер использует в работе специальные клещи.

29.JPG

«Наковальня — инструмент, форма которого за несколько тысяч лет была отточена до совершенства. Каждый уступ, каждая выемка используется для различных целей. К примеру, с помощью рога можно загнуть кольца, причем разных диаметров», —  поясняет Алексей Ткаченко.

30.JPG

31.JPG

Весит эта наковальня — 70-75 килограммов, и считается маленькой.

32.JPG

Кстати, рабочая одежда кузнеца — расходный материал. Без специального кожаного фартука её хватает максимум на месяц, с фартуком — на полгода: во время работы у горна даже самая качественная хлопчатобумажная ткань прогорает очень быстро.

33.JPG

Отдельный разговор — инструменты.

34.JPG

Клещи, обжимки, гладилки, молотки всевозможных размеров, зубила… Всё это инструментарий, который используется в работе кузнеца практически каждый день. Инструменты имеют не только разную форму, но химический состав (марку стали). В кузнечном деле много нюансов.

35.JPG

«Каждый кузнец сам под себя делает инструмент, — рассказывает Алексей. — То есть 99% всех приспособлений, которые вы видите здесь, изготовлено вручную в кузнице, в этих же условиях. Кузнецом человек становится только тогда, когда изготавливает себе первый инструмент».

— Даже горн сделан собственноручно?

— Да. Столы, горн и многое другое. Каждый инструмент делается из своей стали (разных видов специальной инструментальной стали). К примеру, резчикам по дереву достаточно определенного набора резцов. А когда работаешь с железом, под каждую форму нужен свой инструмент.

36.JPG

— Кстати, когда держишь что-то горячее клещами, они нагреваются?

— Нагреваются постепенно. Если сильно нагрелись, можно просто взять и охладить в воде, например.

— Огромные молотки у вас есть?

— Нет. Я не беру в руки молоток тяжелее 2 килограммов.

— Почему?

— Я ленивый. (Улыбается). Если серьезно, на самом деле больше двух килограмм и не нужно.

— А сколько весит самый легкий молоток?

— Граммов 150. Вместе с ручкой.

37.JPG

38.JPG

Еще в кузнице используется сверлильный станок. По словам Алексея, это — «дедушка» сверлильных станков. Он сошел с конвейера во времена Сталина.

39.JPG

Помогает в работе 40-тонный пресс, самодельная отрезная машина и порой даже…  

40.JPG 

электропила.

41.JPG

Есть в кузнице и несколько изделий, которые либо готовы, либо почти готовы. Вот это, к примеру, печь для бани.

42.JPG

Подставка для цветов.  

43.JPG

А здесь — экран для батареи центрального отопления. Сделан с помощью электродуговой сварки.

44.JPG

Есть вещи и поэкзотичней. Например, доспехи.

45.JPG

«Они были сделаны специально для выставки «Твой дом» лет восемь назад, чтобы привлекать внимание», — поясняет Алексей.

— То есть они всегда были только образцом работы?

— Почему же? Доспехи уже все, кому не лень, померили. Для фотосессии брали…

— Сколько доспехи весят?

— Около 15 килограммов со шлемом. Шлем отдельно весит 3 килограмма.

46.JPG

— Сколько колец?

— Очень много. Они все вручную собирались.

47.JPG

Кстати, не зря говорят, что ковка — союз красоты и утилитарности. Тому пример этот стол с кованой ножкой, скоро он украсит чей-то частный дом.

48.JPG

Ему компанию составит пара стульев. Работа над ними еще не завершена.

49.JPG

В соседнем помещении хранится заготовка для другого стола. Он будет со стеклянной столешницей.

50.JPG

Из теплой «бытовки» за уличной жизнь наблюдает местная любимица кошка Масяня — пушистый талисман кузницы.

60.JPG

Если все предыдущие изделия — заказы клиентов, одним словом, работа, то эта вещь — особенно мила душе кузнеца. Сабля, конечно, не заточена и вреда никому не причинит.

51.JPG

«Эта игрушка из разряда “захотелось”. Она нерабочая, если можно так сказать. Всё-таки изготовление холодного оружия — дело подсудное. А оружие я не делаю», — говорит мастер.

52.JPG

Больше мы не может отвлекать Алексея от работы. Поэтому оставшиеся вопросы задаю между делом. В прямом смысле. Кузнец занят ковкой очередной детали.

53.JPG

— Что для кузнеца самое важное? Сила?

— В любом деле самое важное — голова. Сколько бы ни было силы, если голову не приложил, не подумал лишний раз, ничего толком не выйдет. Иногда бывает такая работа, что думаешь неделями, находишь техническое решение и делаешь за два часа.

— Правда, что во время обучения кузнечному ремеслу пришлось множество конспектов написать?

— В то время было сложно достать книги, поэтому приходилось их конспектировать. Сейчас проще гораздо стало с доступом в интернет. Вопрос самообучения всегда актуален. Мне вот очень полезна в профессиональном смысле была поездка в Санкт-Петербург. Там была возможность пообщаться с человеком, который преподает художественную ковку в «Мухинке». Это очень многое мне дало. Вообще Санкт-Петербург, что касается художественного железа, один из самых сильных городов в мире. С ним сравнить можно Барселону, допустим. В мире — единицы таких городов.

— И сколько было исписано тетрадей во время конспектирования?

— Семь тетрадей формата А4 по 96 листов каждая.

54.JPG

— Своё самое первое кованое изделие помните? Что это было?

— Если честно, уже не помню. Все они были — технические: в кузнице колхоза имени Ленина мы делали кольца под сети, гаки промышленного производства, скобы и так далее… Художественной ковки там особо не было.

— А каким был самый необычный заказ?

— Интересный вопрос. Наверное, скульптура, которая уехала в Донецк. Я делал её в прошлом году к 9 мая. Мне было интересно её делать. Скульптура в моей работе — довольно редкий момент. В основном, заказывают вещи более-менее утилитарные, для использования.

55.jpg

— Дерево любви, которое украшает центр Петропавловска, тоже скульптура?

— Да. Это вообще одно из первых деревьев, которые были мной сделаны. Тоже был довольно интересный проект. Но проходит определенное время, и ты уже смотришь на свою работу другими глазами. Сейчас я бы его уже по-другому сделал. Ведь с каждой работой нарабатывается опыт, возникают разные мысли другие… Это — путь к самосовершенствованию.

61.jpg

— Правда, что в кроне этого дерева жила птичка?

— Там жили две птички. Но какие-то нехорошие люди их оттуда выломали.

56.jpg

— Сотрудники администрации Петропавловска не раз призывали горожан не вешать на хрупкую конструкцию дерева любви свадебные замки. Но они всё появляются и появляются… Как объяснить таким людям, почему замки портят скульптуру?

— А какой смысл объяснять? Если эти «люди» не способны это понять. Они, наверно, никогда ничего в своей жизни своими руками не сделали и не знают, что такое вложиться в работу. Похожая ситуация произошла в сквере у ДК КамчатГТУ на 5 километре. Там поставили памятник черемше. Люди с ним фотографировались. Но нашелся человек, который пытался рубить её топором. Ему даже удалось отломать один лист. Хотя это не так уже и легко сделать, учитывая то, что скульптура стальная. И вот кто он после этого? В итоге лист пришлось чинить.

— Чем штамповка отличается от художественной ковки?

— Штамповка, в основном, это то, что делается на заводе с помощью определенного оборудования. К примеру, берется лист железа и с помощью одного нажатия пресса выходит тот же листик для перил, например. Ковка происходит обязательно на горячую, как говорится. В этом случае тот же лист для перил изготавливается из раскаленного стального прутка. Этот процесс вы уже видели.

57.JPG

58.JPG

Прощаясь с мастером Алексеем Ткаченко, мы желаем, чтобы в горне не гас огонь, а магию художественной ковки и кропотливость труда кузнеца по достоинству ценили заказчики. 

59.JPG

Текст: Леся Сурина, фото: Матвей Парамошин, Леся Сурина.

Если вам понравился материал, поделитесь ссылкой на него с друзьями в социальных сетях. За приключениями команды фотопроекта «Посторонним В» следите на сайте: pressa41.ru в специальном разделе.

0 комментариев

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий Авторизация
Ваш комментарий успешно отправлен и появится на сайте после проверки модератором